О слиянии церкви и государства в
сегодняшней России говорилось уже много. Серьезные аналитические статьи,
саркастические шутки и карикатуры заполняли и продолжают заполнять тематическое
поле. Впрочем, слияние - термин в данном случае не совсем удачный, поскольку он
все-таки предполагает некий паритет в отношениях сторон, а РПЦ - скорее
сателлит действующей власти, нежели ее партнер.
Кому
и для чего нужно слияние церкви и государства? Вопрос, в общем, не хитрый.
Нужно системе, испытывающей потребность в идеологической опоре. Рычагом для
корректировки общественного мнения церковь была на протяжении всей русской
истории - начиная с крещения Руси, и заканчивая революцией семнадцатого года.
При большевиках идеологический вектор поменялся, и церковь стала не нужна. На
целые 70 лет.
После
падения коммунистического режима религия вновь официально вернулась в жизнь
общества. Однако острой потребности в ней новая демократическая власть,
выстраивавшая реальную многопартийность, не испытывала. И до определенного
момента вышедшая из тени вера была
символом возвращения к традициям, глотком свободы для тех, кто этого глотка
жаждал. Основная же масса населения страны, десять веков считавшейся
христианской, от религии за короткий период безбожия вполне себе отвыкла. И на
роль идеологического инструмента молодой демократии, ориентированной именно на демократические
ценности, она не годилась.
По
окончании ельцинской эпохи с демократией и реальной многопартийностью было, по
большому счету, покончено. Новая команда фактически начала реставрацию
советской системы управления государством. А подобная модель всегда нуждается в
идеологической опоре. Коммунистическая идеология себя изжила, поэтому на роль
этой опоры совершенно не годилась. А выбирать больше было и не из чего...
Влияние
церкви, наряду с этим, постепенно росло, и власть на кризисном этапе ощутила
острую потребность в ее поддержке. Две уважаемые стороны, похоже, договорились,
и началось агрессивное проникновение
религии во все сферы общественной жизни. Все бы ничего, да только обусловлено
текущей политической задачей, а никакой не заботой о духовности, как это
пытаются представить. Не верите? Отношение
церкви к той же оппозиции демонстрирует этот тезис наиболее явно.
Нужно
поднять в обществе антиамериканские настроения? Патриарх Кирилл тут же берет
под козырек, и заводит разговор об особом пути России, и ее враждебности «чужим»
ценностям. Необходимо воспитать генерацию
ура-патриотов? Церковь всеми правдами и неправдами пробирается в школы - и здесь начинается та же песня…
Кто-то, возможно, спросит: а что же в этом плохого? Дело в том, что
воспитание настоящей любви к Родине в данном случае подменяется дозированной
идеологией. Здесь нет реальной картины событий во всем объеме, нет полутонов. Есть только черное и белое. В результате такой накачки получается раб, болванчик, фанатик – кто
угодно, но только не свободный и образованный человек.
Комментариев нет:
Отправить комментарий